Эволюция ювелирных украшений

Ювелирные украшения, в той или иной форме, всегда занимали особое место в истории человечества. С тех пор как пещерные люди вышли на свет, они начали использовать камни, бивни, кости и другие “подручные” материалы, чтобы сделать себе ожерелье или браслеты. В Африке и Южной Америке еще остались племена, которые украшают себя добытыми в охоте костяшками, как символом своей силы. Впрочем, более интересной является история эстетически привлекательных украшений с тех пор, как материалы стали обрабатывать, а не надевать в первозданном виде.

Развитие в эпохах

Люди издавна делились на группы, которые, в свою очередь, имели деление на социальные слои. Узнать более почетного члена общества всегда можно было по особым украшениям и символам. Остальные, как правило, не могли позволить себе надевать какие-либо изделия. Украшения имели особый смысл, были частью множества обрядов и носили религиозно-мистический смысл. При раскопках археологи находят различные изделия тех или иных периодов, исходя из которых можно составить портрет человека конкретного времени. Это помогает лучше понять культуру и то, чем в принципе жили люди.

Однажды люди поняли, что красивыми их делают не только природные данные. Появились первые ожерелья и браслеты, а вскоре женщины и мужчины начали прокалывать уши. Естественно тогда в качестве серег использовали камни, ракушки и деревянные палочки и т.д.

Достижения и особенности: первые украшения-трофеи из зубов, костяшек, ракушек, бусы и браслеты, пирсинг разных частей тела.

Древние империи: Египет

В плане привычных современному человеку ювелирных украшений, первыми их изготавливать и носить стали египтяне. Поначалу наиболее распространенный вариант был амулет в виде сердца, глаза или жука-скарабея. Также широко использовались бусы и ожерелья.

В дальнейшем способов обработки различных материалов стало больше, поэтому выбор украшений расширился. Этот совершенно новый этап в истории характеризуется еще и тем, что люди стали добывать золото и серебро, делать это целенаправленно. Египтяне больше всего ценили золото, и до наших дней дошли изображения женщин и мужчин с массивными золотыми ожерельями. Также с возможностью обработки металлов возникли и новые формы украшений. К ним можно отнести и кольца, хотя документально известно, что они создавались и в более ранний период. Тогда кольцо, как правило, было символом власти. Чем выше статус имел человек, тем роскошнее украшался перстень. Использовались как одиночные массивные камни, так и россыпи более мелких экземпляров.

Достижения и особенности: использование золота и серебра для создания украшений, популяризация колец и массивных браслетов.

Римская и Греческая империи

Греки и римляне в период расцвета своих культур также отличались изысканным вкусом, любовью к ювелирным украшениям и драгоценным материалам. На них влияли соседние культуры, но у греков основную роль играл символизм. В украшениях того периода четко прослеживаются мифологические и религиозные мотивы.

Рим являлся одним из центров ювелирного искусства. Здесь была настолько хорошо налажена торговля изделиями, что вплоть до расцвета Ренессанса ни один народ не мог похвастаться подобными успехами. Как и греки, римляне любых слоев могли носить украшения, это была всеобщая традиция. Помимо ожерелий, браслетов и серег, золото использовалось в интерьере, например, для украшения мебели и т.д. Стоит отметить, что в Римской империи широкое распространение получили драгоценные камни, например, рубины, изумруды, жемчуг.

Достижения и особенности: символизм в украшениях, широкое использование среди разных слоев населения, а не только знати, активное применение драгоценных камней, утонченная ювелирная работа.

Средневековье

Раннее Средневековье – довольно сложный период для европейских культур. После принятия христианства люди стали руководствоваться определенными правилами, выполнять предписания Священного писания. Характер ювелирных изделий также претерпел изменения, они в большей степени стали отражать веру человека. Христианские монастыри стали центрами жизни любого населенного пункта. Так сложилось, что именно они превратились в движущую силу регионов, занимаясь обучением крестьян и знати. Монастыри положили начало развитию многих сфер человеческой деятельности, в том числе и ювелирному искусству. В этот же период на рынок стало поступать множество подделок, и чтобы обезопасить покупателей, была создана первая гильдия мастеров, которая осуществляла контроль качества за новыми поступающими изделиями. Это дало огромный толчок в развитии искусства создания ювелирных изделий.

Стоит отметить, что в Средневековье стремительно развивались торговые отношения, а наука, искусство и всеобщий прогресс помогли запустить на рынок множество новых продуктов. Форма украшений начала меняться, а мастерство ювелиров существенно возросло. Знатные люди старались показать свое богатство, заказывая роскошные изделия. Колье, усыпанные драгоценными камнями, заколки для волос, перстни – для знати было доступно абсолютно все. Более низкие слои населения не могли позволить подобную роскошь, поэтому обычно в их шкатулке было несколько украшений, которые передавались из поколения в поколение.

Достижения и особенности: мощный религиозный подтекст, детализированная работа, роскошь изделий – колье, заколок, перстней.

Ренессанс

В эту эпоху ювелиры стали отходить от привычных христианских образов. Примечательно, что многие великие деятели, такие как Леонардо да Винчи, Боттичелли и некоторые другие, получили свой первый опыт в искусстве именно в ювелирных мастерских. В украшениях эпохи Ренессанса начинает четко прослеживаться влияние изобразительного искусства. Люди поняли, что мало обрамить камень в какую-то оправу, а важно подобрать цвета, использовать различные техники и разрабатывать новые подходы. Больше внимания стали уделять преломлению и игре света. Кроме того, впервые ювелиры начали использовать бриллиант, а это, в свою очередь, сподвигло их к изучению техник огранки.

Достижения и особенности: тесное переплетение искусства и ювелирного дела, первое использование бриллианта, изучение техник огранки.

Возрождение

Ювелирные украшения эпохи Возрождения – это правильные по форме, гармоничные изделия. Если говорить в общих чертах, то с той поры в ювелирном деле совершенствуется лишь техника. Все основы дизайна были заложены именно в позднем Средневековье.

В эпоху Возрождения ювелиры обратили свое внимание на флору и фауну, начали смелее использовать игру цветов и света, создавали помпезные и по-настоящему роскошные украшения. Появилось многообразие форм и стилей, в крупных городах мастера открывали свои магазины, в которых приобрести изделия могли не только знатные особы, но и представители других слоев населения.

Особенно стоит отметить моду на броши и бриллианты. Именно в эпоху Возрождения была разработана бриллиантовая огранка, позволяющая наслаждаться полноценным блеском камня.

Достижения и особенности: мотивы флоры и фауны, мода на броши, разработка основных форм изделий и огранка бриллианта, используемая до сих пор.

 Век XIX

Еще одна важная веха в истории моды. Эпоха Просвещения и научной революции, вслед за которой промышленная революция позволила многим сделать себе имя и хорошо заработать. Для ювелиров это было время с огромным количеством заказов, ведь каждый хотел подчеркнуть свой новый статус.

В 19 веке появились зажимы для галстуков, цепочки для часов. Украшения тщательно подбираются к наряду или костюму, в моду входят комплекты ювелирных изделий. А главный камень – бриллиант!

Немного раньше, в 17-18 веках, начали появляться первые ювелирные школы, которые пользовались огромной популярностью. Европейские школы и Петербургская школа Фаберже выпускали лучших мастеров, и на их базе создавались уникальные изделия тончайшей работы.

Достижения и особенности: мода на бриллианты, появление зажимов для галстуков, открытие ювелирных школ.

Кое-что о Востоке

О развитии европейского ювелирного искусства известно довольно много, но вот о восточных традициях наслышаны далеко не все. Всему виной закрытость этих цивилизаций от европейцев. Лишь в 19-20 веках человечество узнало достаточно о традициях, стиле и модных тенденциях этих земель. Можно выделить несколько особенностей:

  • браслеты на предплечье;
  • ножные браслеты;
  • браслеты с бубенчиками на всю кисть (афганский вариант);
  • палочки для волос (кандзаси или дзифа в Японии).

Народы Китая и Японии были более сдержанными в выборе украшений, отличаясь подчеркнутой элегантностью, тогда как в ближневосточных странах носили массивные изделия, украшенные различными символами и подвесками.

Достижения и особенности: всевозможные браслеты (тонкие и изящные, массивные и украшенные множеством камней и подвесов), уникальные палочки для волос.

Современное ювелирное искусство

Сейчас работу ювелиров по праву можно назвать настоящим искусством. Если еще пару веков назад ее рассматривали как выражение художественного вкуса, то с конца 20 века ювелирное мастерство рассматривается как новая ветвь искусства. Работа становится все тоньше благодаря высокотехнологичному оснащению мастерских, а также постоянному поиску новых форм и техник. Также необходимо упомянуть о появлении синтетических материалов, которые по своим характеристикам составляют конкуренцию природным камням и металлам. Эти и множество других факторов послужили тому, что ювелирное дело стало формой самовыражения, как мода. Коллекции каждый сезон сменяют друг друга, но истинные произведения остаются вне временного пространства.

Что же остается неизменным? Сегодня в тренде:

  • украшения разнообразных геометрических форм, орнаменты, берущие начало от греческих, египетских и византийских мотивов;
  • лаконичные модели с утонченным декором, минималистичные кольца с бриллиантом в виде главного и единственного украшения – мода, пришедшая к нам из XIX века;
  • браслеты во всех видах: струящиеся многослойные, массивные, обильно украшенные камнями, шармы, в конце концов, – наследие Востока, Древнего Египта и эпохи Ренессанса;
  • этнические и первобытные кулоны, комплекты с использованием какого-то камня, пришедшие к нам из Древних веков и Средневековья;
  • природные мотивы: броши с изображением животных, кулоны и браслеты в виде переплетенных ветвей, серьги и кольца в форме цветов, вошедшие в моду в эпохе Возрождения.

Как в Древнем мире ценился труд и репутация мастера, так и сейчас для покупателя важно, чье украшение он приобретает. В современной конкуренции трудно сделать себе имя, даже если речь идет о большом таланте. Сегодня именно крупные бренды делают большой вклад в развитие ювелирного искусства, давая шанс молодым дизайнерам и мастерам проявить себя. Кроме того, существуют целые династии ювелиров, которые лично занимаются развитием собственной марки на протяжении многих десятилетий. Особенно интересно наблюдать за тем, как развиваются такие предприятия, а сделать это можно на выставках, которые проходят в крупных городах по всему миру.

Ювелирные украшения – это изделия вне времени. Они отражают свою эпоху, и созданы для того, чтобы проносить ее сквозь века.