Cartier – доступный аристократизм

Становление Дома Cartier – это успех, возникший благодаря таланту, любви к своему делу и невероятно удачному стечению обстоятельств.

Империя часов, украшений и других шикарных аксессуаров началась с небольшой ювелирной мастерской, которую Луи-Франсуа Картье купил в Париже в 1847 году.

Тяжелое начало

Луи-Франсуа Картье родился в 1819 году. Будучи совсем юным, мальчик любил рисовать и проявлял умение в этом деле. Родители, заметив тягу к искусству, отдали его на обучение к ювелиру.

Современный вид улицы Монторгьой, где был открыт первый магазин

Видимо, Луи-Франсуа отличался от остальных подмастерьев, так как рискнул открыть свое собственное дело, купив у учителя Адольфа Пикара мастерскую в Париже. Место было выбрано правильно – там жила аристократия, способная побаловать себя ювелирными украшениями.

Он усердно трудился, оттачивая свое мастерство, совершенствуя технологии ручного производства украшений и культивируя художественный талант. Благодаря своему постоянству, а также выгодному месторасположению лавки, фактический основатель Дома получал неплохую прибыль. Проработав в таком режиме шесть лет, Луи-Франсуа Картье открывает свой второй магазинчик-мастерскую. Вот тут начинают происходить вещи, которые дали толчок всему блестящему бизнесу Cartier.

Нужные знакомства

Новая торговая точка находилась неподалеку от Биржи и называлась  «Нев-де Пети-Шан». Не прошло и двух недель после открытия этого второго магазинчика, как в него зашла дама, которой приглянулись броши, сделанные ювелиром. Луи-Франсуа понял, как ему повезло, когда узнал, что женщина была графиней Ньеверкер. Ее муж занимал высокую должность интенданта двора императора.

Лучшая подруга неожиданной покупательницы – принцесса Матильда, двоюродная сестра Императора и племянница Наполеона I. Помимо этого, Матильда была женой князя Демидова, представителя богатейшего российского рода предпринимателей.

Императрица Евгения и принцесса Матильда, которые были основными покупателями ювелирных украшений Cartier

Пользуясь протекцией принцессы Матильды, Картье стал вхож во многие богатые дома Парижа и начал получать заказы от знаменитых модниц, чьи мужья и любовники не жалели денег на украшения своим дамам.

Королева Бельгии Элизабет в украшениях Cartier, 1910

Супруга султана Ага-Мухаммеда-хан III в украшениях Cartier,1935

Одна только императрица Евгения, жена правящего на тот момент Наполеона III, купила более чем полторы сотни ювелирных украшений, созданных в мастерской Луи-Франсуа Картье. Чтобы понять, насколько это была высокая честь для ювелира, стоит отметить, что Евгения служила примером для всех светских дам и славилась необычайной красотой.

Волна успеха

На протяжении четырех поколений ювелирным Домом владела семья Картье. Луи-Франсуа обучил своему ремеслу сына Альфреда, который с радостью принял  как науку, так и впоследствии бразды правления компанией. Долгое время они вдвоем управляли бизнесом, открыли магазины в престижных районах. В этот период на ювелирный дом начали работать приглашенные мастера и художники.

< style=»text-align: center;»>Альфред Картье с тремя сыновьями

Альфред Картье также оставляет бизнес в семье, передавая дела трем своим сыновьям – Луи-Жозефу, Пьеру-Камиллу и Жаку-Теодулю.

Три брата развивают дело в лучших традициях Cartier, то есть, знакомятся с нужными людьми и расширяют ассортимент товаров и услуг. Они понимают, что во Франции им уже тесно. Потому каждый из братьев выбирает одно международное направление и лично начинает работу по развитию интернационального вектора развития дела.

Пьер Картье в Санкт-Петербурге, 1904 год

Так, Пьер-Камиль едет осваивать ювелирный рынок России, где на тот момент хозяйствует Питер Карл Фаберже. В то же время братья налаживают тесный контакт с предпринимателями и финансистами из Соединенных Штатов. Они водят деловую дружбу с Рокфеллерами, Вандербильтами, Гоулдсами и Фордами.

Мировое признание

Новые интересные решения всегда были фишкой ювелирного дома. К примеру, Луи-Франсуа Картье был одним из первых ювелиров своей эпохи, который активно использовал в своих работах образы растений и животных.

Магазин в №712 на 5-й Авеню до сих пор один из трех наиболее важных для Cartier

Фаберже недооценил Картье и поплатился за это своим статусом ювелирного монополиста для русской аристократии. В 1907 году в залах одного из лучших отелей Санкт-Петербурга «Европа» Картье  проводит большую выставку. Она прозвучала на всю Российскую империю. Результат этой маркетинговой пиар-акции не заставил себя ждать – мастер становится придворным ювелиром императора Николая II.

Современный вид магазина в Лондоне на Нью-Бонд-стрит

Дом продолжает расширяться в Европе, открыв в 1902 году магазин в Лондоне. В тот период была создана и представлена публике первая коллекция ювелирных украшений. Она была выполнена в стиле Арт-Деко. Ювелиры, по всеобщему мнению, черпали вдохновение в работах Пабло Пикассо и балетных постановках Сергея Дягилева.

В 1909 году Картье приступили к непосредственному освоению Соединенных Штатов Америки. В Новом Свете, как и в России, за семейный бизнес отвечает Пьер Картье.

ЦИТАТА: «Если братья Картье смогли стать ювелирами королей, то лишь потому, что они – короли ювелиров». Король Великобритании Эдуард VIII.

Клиенты Cartier – известнейшие и богатейшие люди планеты: селебрити, политики, миллиардеры, члены монарших семей.

Братский бизнес

Можно с уверенностью сказать, что своего пика и наибольших темпов развития Cartier достиг именно благодаря трем братьям и их художественному, дипломатическому и организационному таланту.

Вот как распределились силы кровных компаньонов.  Луи, старший из братьев (1875-1942), был рисовальщиком и аристократом по духу и стилю жизни. Супруга Луи – венгерская княжна, благодаря чему его охотнее принимали в знатных домах. Он был ответственным за парижское направление.

Луи Картье, 1917

Пьер Картье

Жак Картье (1884-1942) была коллекционером и историком. Отец понял, что его спокойный характер и дотошность понравится британцам и отправил сына в Лондон.

Пьер Картье (1878-1964) охотнее всего из трех братьев занимается международными делами ювелирного дома, так как всегда мечтал стать дипломатом, даже готовился к этому. Вот он наконец-то нашел поле для применения навыков ведения переговоров и продвижения компании. Он поехал в Нью-Йорк и даже женился на Эльме Рамзей, дочери крупного промышленника из Миссури.

В 1910 году была зарегистрирована торговая марка Cartier.

Посольства шика и роскоши

Каждый из трех основных городов – Париж, Нью-Йорк и Лондон – имел свой характер, свои нравы и вкусы жителей. Они разнились между собой. Поэтому было принято маркетинговое решение не объединять все магазины одним логотипом, стилем и ассортиментом, а произвести разделение на Cartier Paris, Cartier New-York и Cartier London.

Каждое такое представительство имело своего «посла». Это должен был быть человек известный, публичный и с обширными связями среди богатых людей и аристократии. Париж взяла под свою «посольскую» опеку Жанна Туссен. Она была музой Луи Картье, подругой Жана Кокто и Коко Шанель. Она была роковой женщиной парижской богемы. В последствии, после смерти Картье, Жанна стала арт-директором отделения в французской столице.

В Лондоне ювелирную философию компании продвигал известный денди из Франции Бони де Кастельян. Он умел расшевелить сонную британскую публику, обычно со скрипом принимающую все новое.

В Нью-Йорк посла подбирали с особой тщательностью, так как американцам не нужна была ни французская муза-красотка, ни денди, показывающий пример роскошного стиля жизни. Выбор пал на друга Пьера Картье Жюля Глензера, члена семьи антикварного дилера. У него, как тогда говорили в Штатах, была самая большая в стране записная книжка с адресами и телефонами.

Жюль свободно контактировал с банкирами, магнатами, политиками и селебрити. Ему удалось сделать Cartier модным в обществе зажиточных американцев. 1930-е годы, «золотой век Голливуда», гламурная жизнь коктейльной эпохи – благодаря толковому продвижению ювелирный дом принял во всем этом участие.

Новый период

Открытие в 1909 году бутика на Пятой авеню в Нью-Йорке стало важной вехой в развитии ювелирной империи, так как американские богачи доверяли дорогим вещам из Европы. Мастера продолжают заниматься нововведениями. Так, Cartier первый из ювелирных домов, кто решает задействовать при производстве украшений платину. До этого всеми использовались только два ювелирных металла – золото и серебро.

Отметим, что работать на ювелирном рынке уже было достаточно сложно. На нем присутствовали такие игроки, как Harry Winston и Tiffany & Co., Van Cleef &Arpels.

Браслет «Фруктовый салат», 1928 год.

В нем использовалась платина.

Во время второй мировой войны в 1942 году Картье создает лирический грустный образ Франции в виде броши «Птица в клетке». После освобождения страны от Третьего Рейха, Картье разработал дизайн и сделал еще одну брошь «Освобожденная птица». Украшение было сделано из платины, золота, сапфира и кораллов.

Брошь «Птица в клетке»

Приблизительно в это время он изобретает клипсы. Еще одно свидетельство его новаторского подхода и изобретательности. Его сразу привлекла возможность самостоятельно трансформировать украшение, делать из сережки брошь или кулон.

Пьер Картье остался единственным живым среди братьев, но и его постепенно оставляли силы. Он передал дела сыну Луи-Клоду, а сам вернулся в Париж, где и умер в 1964 году. Детище трех поколений Картье было продано по частям согласно трем представительствам в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Собрать империю воедино удалось новым хозяевам лишь в 1972 году.

Символы

У Cartier есть несколько украшений, которые считаются визитными карточками бренда. Это тройное кольцо, которое появилось в 1924 году и сделанная в 1948 году знаменитая пантера Картье. Первую брошь с пантерой купили герцог и герцогиня Виндзорские.

Самыми глубокими по смыслу украшениями ювелирного дома являются кольца «Тринити». Их название переводится с английского как «троица». Они до сих пор считаются знаком превосходного вкуса, достатка. Эти кольца есть в ювелирных коллекциях многих известных персон.

Читайте также: Зверушки Delfina Delettrez

Идея тройного кольца пришла в голову писателю, кинематографисту и художнику Жану Кокто. Он попросил сделать для него такое украшение. Звено из белого золота означает дружбу, из желтого – верность, а из розового – любовь. На основе этой идеи до сих пор делаются целые коллекции ювелирных украшений.

Кольца «Trinity»

На данный момент домом предоставляется эксклюзивная услуга – создание под определенного клиента неповторимого уникального парфюма. Для этого заказчику необходимо прийти в центральный бутик на улице де ла Пэ в Париже. Там его встретит главный парфюмер дома Матильда Лоран, которая внимательно выслушает, составит ваш портрет и воплотит его в духах, которые будут доступны только заказчику.

Браслеты «Trinity»

Продолжение истории

Несмотря на смену руководства, Cartier остается одним из ведущих ювелирных домов планеты. Сейчас он является часть южноафриканского концерна Richemont, который принадлежит семье Руперт. Каждый департамент Cartier отвечает только за один вид изделий.

Магазин Cartier на Елисейских полях в Париже

Компания имеет много фондов, которые опекают искусство и экологию. Также Cartier возвращает себе свою историю, исследую свою старую деятельность и скупая шедевры Дома по всему миру.

В состав Cartier входят 20 основных филиалов, а магазины находятся в 120 странах. Хоть бизнес уже и не принадлежит семье Картье, он все равно остается эталоном вкуса и роскоши.