Становление блистательного Swarovski. 120 лет успеха

Даниэль Сваровски, простой парень из маленькой австрийской деревни, мечтал стать известным скрипачом. Но однажды он задумался, отчего блеск, шик и красота бриллиантов доступна лишь ограниченному кругу людей.

И он задумал создать свои камни, которые так же радовали бы глаз, но стоили бы значительно меньше.

Первые мысли о производстве элементов для бижутерии, которые бы сверкали и переливались, как настоящие драгоценные камни пришли молодому человеку, когда он наблюдал за работой своего отца, у которого была стекольная мастерская.

Даниэль Сваровски

Хоть этот бизнес и не приносил большой прибыли, он стал чем-то вроде духовного подспорья для мечтаний предприимчивого юноши.

Кто бы мог подумать, что обычная мечта вырастет в целую империю, которая создает стразы для шикарных украшений, оптику разного назначения, изделия как с синтетическими материалами, так и с натуральными камнями, удивительной красоты фигурки, которые собирают свыше 325 тысяч человек в 125 странах.

От мечты – к реализации

Один из шикарных магазинов Swarovski

Даниэль Сваровски родился в середине осени 1869 года. Он впервые увидел блеск и радужные цвета окружающего мира природы, ясного неба, цветочных лугов и живописных гор Северной Богемии и здесь же задумал передать красоту малой родины посредством украшений.

Фабрика Swarovski в наши дни

Стекольный бизнес отца не сулил ни денег, ни славы. Мечта стать скрипачом и играть на лучших мировых сценах тоже не реализовалась и Даниэль переехал в столицу мира того времени – Париж. Там он хотел получить образование.

Читайте также: Бренды vs кризис

Еще толком не определившись, на кого он хочет выучиться, юноша попал на Всемирную выставку электричества, где увидел достижения в этой области и сумел понять, какие технологические перспективы открываются, если использовать эту могучую силу.

Рождение кристальной империи

Имея некоторые навыки инженера и неоспоримый талант в этой области, в 1891 году первый король бижутерии сам создал чертеж и собственноручно собрал машину для обработки хрусталя. 10 лет понадобилось изобретателю для того, чтобы аппарат начал работать, но оно того стоило – равных этому устройству на то время не было.

Даниэль Сваровски, его семья и аппарат для работы с хрусталем

Инновационные технологии производства и завораживающий дизайн, которыми грезил Даниэль, наконец-то реализовались в конкретном и перспективном предприятии – компании, которую он организовал в 1895 году совместно со своим братом Францем Вайсом и другом Армандом Коссом.

Итак, новая компания «D.S. & Co» расположилась в строгой нравами, но живописной тирольской деревне Ваттенс. Это был первый кирпичик в будущей огромной структуре. В нее позже войдут «Tyrolit» (режущие и абразивные материалы), Swareflex (люминесцентные и способные отражать свет дорожные знаки), Signity (рукотворные ювелирные камни для драгоценностей) и Optik (линзы и оптические приспособления).

Старая реклама и логотип Swarovski Optik

Первый логотип, который предприимчивая троица решила использовать как знак своей компании, было изображение цветка эдельвейс. В Австрии он символизирует чистоту и тонкую нежность. В 1988 году компания прошла ребрендинг и с того времени до сих пор символом Swarovski является лебедь. Он благороден, красив, чист и грациозен.

Логотип Swarovski в виде лебедя, символизирующего чистоту

Технологические прорывы

1911 год был отмечен еще одним изобретением. Сваровски начал использовать технологию, которая позволяла варить идеально прозрачный и чистый хрусталь. Его изобретение оказало влияние на развитие многих отраслей производства и науки в целом. Даниэль еще раз стал первооткрывателем.

Читайте также: Вырастить камень

Основные конкуренты Swarovski – венецианские стекловары – оказались на грани банкротства. Примечательно то, что секрет технологии до сих пор является коммерческой тайной. За все эти годы ни один рабочий, который владел секретом, не выдал его. Очевидно, сотрудники ценят отношение к ним со стороны компании.

Первый магазин Swarovski

По сути своей, кристаллы Swarovski не являются натуральным природным хрусталем. Более того, у них даже нет кристаллической решетки. Секрет манящего блеска и чистоты кроется в более чем 70 всевозможных компонентах. Большая часть из них засекречена и была изобретена инженерами компании. В лабораториях, принадлежащих Swarovski, проходит постоянный апгрейд химических формул и технологий производства. Таким образом, продукция компании постоянно улучшается.

Расширяя горизонты

Параллельно бизнес стал семейным – к Даниэлю присоединились его сыновья Вильгельм, Альфред и Фридрих. Кристаллы начали использоваться как декоративные элементы в одежде.

Компания значительно расширила объемы производства, но переезжать никто даже не думал. Во-первых, так было проще избежать утечки информации, во-вторых, Австрийские Альпы были не только вдохновляюще живописными – в них присутствовало огромное количество воды, которую использовали для генерации электроэнергии.

В начале 1920-х годов бизнес стал интенсивно расширяться. Дошло до того, что компания не справлялась с большим количеством заказов. Тогда же «D.S. & Co» стала просто Swarovski.

Украшать себя продукцией этого бренда стали известные модницы, к примеру, Марлен Дирих. Платье, в котором Мэрилин Монро поздравила Кеннеди, было обшито кристаллами этого бренда.

Украшение, в котором есть кристаллы Swarovski

Мэрилин Монро в платье, расшитом сотнями кристаллов Swarovski

В 20-30х годах компания расширила свои производственные горизонты и начала выпускать автомобильные и дорожные отражатели, оптические линзы, занялась огранкой натуральных и рукотворных камней.

Украшения от Dior и Chanel с кристаллами Swarovski

Иинновационные подходы в кадровой политике

Даниэль Сваровски был мечтателем. Он не только хотел подарить возможность радоваться изысканным украшениям для всех людей, его идеи качественной жизни были воплощены и в организацию труда. Правила в компании были очень демократичны, сотрудникам были предложены социальные гарантии и уважительное отношение, о которых те и мечтать не могли, работая на кого-то другого.

«Мы обязаны ценить и уважать всякого сотрудника, — часто говорил Даниэль Сваровски. – Мы должны помочь ему или ей жить полноценно и достойно, в чести». Это были не только слова: сотрудники обеспечивались жильем, работала целая бонусная система, давались премии, устраивались спортивные состязания и культурные события.

Была разработана hr-стратегия и стандарты производства, частью из которых пользуются и по сей день. Это вдохновило сотрудников на честную и качественную работу, а в покупателей вселило любовь к новому бренду.

Сокровищница великана

Ювелирные изделия превосходного качества, реклама и политика мотивации кадров и – не единственное, что подкупает в бренде Swarovski. Руководство компании не забывает о развлечениях для лояльных клиентов.

Спектр изделий, которые инкрустируют кристаллами Swarovski, велик

В 1995 году, во время празднований 100-летия компании, там, где когда-то находились первые производственные мощности Swarovski в австрийском Инсбруке, был открыт целый развлекательный комплекс. Там можно увидеть  известный большой фонтан-водопад, выполненный в виде головы великана.

Фонтан Сваровски «Голова великана», под которым находится подземный музей кристаллов

Рядом находится подземный музей кристаллов, над художественной концепцией которого поработали ведущие дизайнеры планеты во главе со знаменитым Андре Хеллером.

За двадцать лет существования комплекса его посетило 12 миллионов человек. Такой интерес сделал это место второй по посещаемости достопримечательностью у туристов. На первом – Schloß Schönbrunn, известная императорская резиденция.

От люстры к мышке

Люстра Swarovski и первая фигурка мыши

Начиная с 1965 года, Swarovski организовал выпуск люстр из хрусталя. Огромные светильники дорогие, и их блеск играет в Версале и Метрополитен Опера. И вот кому-то пришло в голову собрать из подвесок люстры забавного мышонка. Это стало началом еще одного вектора хрустального бизнеса.

Мышонку было одиноко и ему в друзья создали ежа, черепашку, лебедя и носорога. Мало-помалу собрался целый зверинец милых блистательных в прямом смысле этого слова существ.

Маркетологи решили дать всем этим фигуркам статус коллекционных, так как те имели неоспоримую эстетическую и ювелирную ценность. Люди, собиравшие фигурки, объединились, организовав клуб, в который, по последним подсчетам, входят 325 тысяч человек.

Коллекционные фигурки Swarovski. Их собирают сотни тысяч человек

Все фигурки по-настоящему коллекционные. Для каждой новой изготавливается особый эскиз, делаются новые эксклюзивные инструменты, проводится коррекция химических формул. Когда определенное количество зверей или других объектов готово, все это: чертежи, наработки, дизайнерские презентации и даже инструменты, уничтожаются и никогда больше не воспроизводятся.

Сегодняшний блеск бренда

Магазин Swarovski

Swarovski удалось создать собственный рынок искусственных кристаллов, который он сам и заполнил. Этими элементами инкрустируют все, что только можно себе представить – от белья Victoria’s Secret до мотоциклов Kawasaki и целых автомобилей.

Даже имея в распоряжении известных химиков, физиков и оборудованные по последнему слову техники лаборатории, пока что не удалось полностью понять секрет особого блеска кристаллов Swarovski.

Изделия Swarovski

Продвигая себя, компания не забывает о таких важных вещах, как экологическая и корпоративная ответственность, чистая безопасная формула кристаллов, участие в программах по защите окружающей среды, благотворительность, контроль всей цепочки поставок, интересные маркетинговые решения. Это позволяет удерживать существующих клиентов и привлекать новых.

Для бренда Swarovski семейные ценности – это постоянная работа над собой, принципиальное желание совершенства, уважение и честность. Владельцы и топ-менеджеры компании понимают, что эти вещи играют важнейшую роль в формировании этики ведение бизнеса и вдохновляют на создание изделий, художественная ценность которых высока.

Если месторасположение штаб-квартиры Swarovski осталось неизменным, то все остальное в компании сильно эволюционировало. На данный момент количество сотрудников составляет около 23 тысяч человек.

Штаб-квартира Swarovski в Австрийских Альпах

За сто с лишним лет компания заняла лидирующую позицию по производству камней, которые используют в бижутерии высокого класса. Для достижения непривычных эффектов, камни покрываются всевозможными веществами с использованием разных технологий.

Наибольшей популярностью пользуются покрытия «Северное сияние Авроры». Именно благодаря ему кристаллы переливаются цветами радуги. Для непрозрачности используют Alabaster. При помощи других покрытий успешно имитируется металл.

Интерьер одного из магазинов

Бизнес остается в руках семьи – сегодня компанией владеет пятое поколение Сваровски. «Доступная роскошь»  продается в 2560 магазинах в 150 странах. 30 тысяч сотрудником имеют возможность купаться в блеске кристаллов на том или ином производственном и торговом этапе. Прибыль Swarovski Group (вместе с входящими в общую структуру дочерними компаниями) за 2015 год – 3,15 миллиарда евро.

В 2012 году был создан фонд Swarovski Foundation, который является меценатом искусств, поддерживая культуру и творческие начинания. Фонд также занимается продвижением идей всеобщего благоденствия и охраной природы.

Усердный труд, установленная самим для себя высокая планка и вера в осуществление своих мечтаний помогла создать Даниэлю Сваровски компанию, занимающую лидирующие позиции в ювелирной промышленности.